Введение
Эта брошюра-предлагаемый образец для изучения программы 12 шагов. где большое внимание
уделяется 4-му шагу. Выдержки из "Большой книги" и "Двенадцать шагов и двенадцать традиций"
приведены с разрешения всемирной службы А.А. Это не подразумевает ни одобрения ни поддержки
нас этой организацией так как я верю, что алкоголики должны сами найти свой путь в духовных поисках.
Данный материал представлен в форме, которую используют как отдельные люди так и группы
выздоравливающих алкоголиков в Техасе, С.Ш.А.. вовремя действительного выполнения шагов. Их
слова, в некоторой степени, были изменены редактором, который берет на себя полную
ответственность за все ошибки, неточности и неверное толкование.
Послание от редактора
Добро пожаловать в страну "Начнем все с начала" если вы не удовлетворены своим образом жизни и
вам бы хотелось все бросить и начать сначала. В этом и заключается суть 12 шагов Анонимных
Алкоголиков.
Единственным авторитетом для программы 12 шагов является книга "Анонимные Алкоголики", так же
называемая "Большой книгой".
Каждая глава имеет соответствующий заголовок к Шагу(ам):
ГЛАВА | ШАГ |
---|---|
1 Рассказ Билла | 1 |
2 Выход есть | 1 |
Еще об алкоголизме | 1 |
А как быть агностикам | 2 |
Программа в действии | З и 4 |
За работу | с 5 по 9 |
Работая с другими | 12 |
Эти 12 шагов, заключённые в 7 глав, изменят нашу жизнь, если мы действительно захотим этого!
Опыт работы показывает, что группа наиболее успешна когда:
1. Первая одна или две встречи являются организационными, что позволяет участникам
определиться желают ли они работать.
2. Количество участников может быть любым. Желающих просят не присоединяться, если встречи
уже начались ( это собрание группы по изучению Шагов, а не группа А.А.)
3: Группа увеличивает время прохождения любого шага, если это необходимо, но частые задержки
имеют тенденцию гасить энтузиазм.
4. Каждый участник обещает читать задание и отвечать на вопросы перед встречей.
5. Каждый участник поддерживает общение с одним из других членов группы в перерывах
между встречами.
6 Каждый участник посещает каждое собрание и действительно выполняет каждый шаг как требуется
( 5-й шаг не обсуждается на собрании)
Желательно начинать и заканчивать собрания вовремя.
Самостоятельно:
Прочитайте введение и все предисловия. Обратите внимание, что в предисловии к первому изданию
"Большая книга" утверждает : "Главная цель этой книги - показать другим алкоголикам, как именно мы
выздоровели". На странице 28, в конце 2-й главы говорится: "Далее даются четкие указания, из которых
видно, как нам удалось выздороветь". Эти утверждения указывают на ближайшее задание группы.
С группой:
Обсудите цель, план и организационные вопросы группы по изучению 12 шаговой программы. Важно,
чтобы каждый член группы осознал, что от него ожидается выполнение каждого шага и посещения
каждого собрания, если возможно Такое соглашение станет большой победой.
Общение между участниками (даже по телефону) в течении недели также важно. На первом собрании
прочитайте и обсудите "Мнение Доктора". Знаете ли вы что ваше заболевание поражает разум и тело ?
Верите ли вы или можете ли вы принять концепцию аллергической реакции на алкоголь ? Что такое
аллергия ?
Согласны ли вы с идеей госпитализации? Испытывали ли вы феномен "необузданной тяги к алкоголю" ?
(стр. 24) Нравился ли вам эффект алкоголя ?
Достигали ли вы точки, когда вы уже не различали "правильное от ложного"? Выглядела ли нормальной
ваша алкогольная жизнь, то есть нормальна ли ваша жизнь , отягченная алкоголизмом?
Доктора говорят, что должен произойти "коренной перелом в психологии" Что означает "коренной
перелом в психологии" ?
Можете ли вы принять факт: "И поныне эту аллергию не удается ликвидировать с помощью какого-либо
известного нам способа лечения"?
Эти и другие вопросы возникнут перед группой и каждый из них должен быть рассмотрен
Самостоятельно:
Приобретите тетрадь для записей и начните отмечать свои мысли на те вопросы которые поднимаются
во "Мнении доктора". Начните писать на тему : "Как я был бессилен перед алкоголем". Важно, чтобы вы
постарались выписать все мысленные оговорки, позволяющие вам пить и которые действительно
отчасти указывают на твоё бессилие перед алкоголем. Прочитайте главу 1 (Рассказ Билла) и
приготовьтесь к обсуждению того , как это относится к вашей жизни.
С группой:
Прочитайте главу 1, Рассказ Билла.
Не ощущали ли вы, что "были не в своем уме" ?(стр. 5)
Чувствовали ли вы когда-нибудь "страх, безнадежность и раскаяние " на
следующее утро?(стр.6)
Бывало ли у вас после этого ощущение отсутствия контроля и "испытывал ли
ужасное чувство надвигающейся беды" ?(стр.6)
Хотелось ли вам когда-нибудь забыться при помощи алкоголя ?(стр.6)
Чувствовали ли вы одиночество ?(стр.6-7)
Боялись ли вы ?
Как вы относитесь к религии, церкви и Богу ?(стр. 9-10)
Отметьте что случилось с предрассудками Билла против "некоего Бога", когда
он начал пользоваться своим собственным представлением о Боге
(стр. 11-12)
Знаете ли вы , что для начала "требовалось только желание и готовность
верить в существование Силы, большей , чем я" ?(стр.12)
Отметьте также , как Билл был проинструктирован искать волю Бога и
молиться.(стр. 13)
Правда ли что Билл проходит шаги с первого по одиннадцатый находясь в
больнице.(стр. 12-13)
Это только примерные вопросы и направления , которые могут быть обсуждены.Что же было наиболее
важным для вас в этой главе ? Нашли ли вы что-нибудь , с чем вы могли не согласиться ,или что-
нибудь, что .вы не могли бы принять ?
Самостоятельно:
Прочитайте главу 2-Выход есть! и приготовьтесь к обсуждению этой главы на следующей неделе.
Продолжайте писать о своем бессилии перед алкоголем и начните размышлять , что в вообще в вашей
жизни вы можете контролировать . При появлении каких-либо идей о вашей способности (или
невозможности) контролировать свою жизнь, запишите их в свою тетрадь.
С группой:
Прочитайте главу 2 - Выход есть! . Прочитав главу скажите, что из нее
применимо к вашей жизни.
Каково ваше отношение к членам "Анонимных Алкоголиков." ?
Распространялся ли ваш алкоголизм "и на всех близких алкоголику людей."?
(стр.17) Чем же они отвечали на это ?
Понимаете ли вы, как вы можете достигнуть другого алкоголика?(стр.17)
Отметьте, что "Большая книга" отвечает на вопрос : "Что мне нужно
сделать?"(стр.19)
Задавали ли вы себе вопросы, приведенные на стр. 19 ?
Как вы отвечали на них?
Исходя из исследований самого себя и прочтения этой главы, считаете ли вы
себя настоящим алкоголиком?
Если нет, то почему? Обсудите с группой, почему вы решили именно так.
Было ли у вас чувство меры? Совершали ли абсурдные , невероятные, трагические ошибки в пьяном
состоянии ? Были ли вы человеком своего рода двуличным : одни во время опьянения и другим,
оставаясь трезвым. Эти вопросы на страницах 20-21 в описании своей беспомощности перед
алкоголем. Почему мы пьем как пили ?
Почему мы берем эту "первую и последнюю" рюмки ?(стр.21-22) Почему мы не можем воздержаться ?
Что стало с тем здравым смыслом, который мы все еще иногда обнаруживаем по отношению к другим,
несвязанным с выпивкой сторонам жизни ? Потеряли ли вы "возможность выбора", как это описано на
странице 23 ? Спрашивали ли вы себя когда-нибудь себя:" А зачем вообще останавливаться ?"
Перечитайте второй абзац на странице 24, начинающийся со слов :" Выход есть" А также следующий
абзац начинающийся со слов : "Самым главным фактом является ничто иное, как появление у нас
глубокого и действенного духовного опыта, который коренным образом изменил наше отношение к
жизни" Окончание этого абзаца и есть примерное описание того, что примерно происходит в программе.
После прочтения абзаца прочитайте, обсудите приложение два (духовный опыт) на странице 183.
Отметьте, что на духовный опыт есть ссылка на странице 27.
Самостоятельно:
Прочитайте главу 3 "Еще об алкоголизме" и определите , как описанные факты относятся к вашей
жизни.
С группой:
Прочитайте главу 3 "Еще об алкоголизме". Была ли у вас "заветная мечта"? (стр. 29) Осознали ли вы,
что эта была только иллюзия , обман?
Пытались ли вы контролировать себя, когда выпивали? Смогли ли вы поставить себе диагноз, то есть
осознали ли вы что больны? Перечислили ли вы в своей тетради для записей успешные и безуспешные
попытки контролировать себя, когда принимаете алкоголь? Есть ли у вас какие-либо оговорки или
тайные мысли когда-либо вернуться к нормальному потреблению алкоголя?
Определили ли вы в себе те умственные состояния, которые предшествуют запою, в которых по-
видимому , заключена суть проблемы?(стр. 33) Понимаете ли вы, почему настоящий или
потенциальный алкоголик, почти
без каких-либо исключений , не сможет бросить пить, основываясь только на знании своего
состояния?(стр.37)
Отметьте приведенное высказывание докторов на стр.41 об алкоголизме. Отметьте, что является
единственной защитой против первой рюмки, приведенное в конце главы.(стр.42) реакции на алкоголь?
Самостоятельно:
Прочитайте и приготовьтесь к обсуждению Главы 4 на следующей неделе. К этому времени вы уже
должны закончить описание большинства своих
С группой:
Прочитайте главу 4. "А как быть агностиком?"
Принимаете ли вы тот факт, что если вы алкоголик, то у вас есть только две
альтернативы: неизбежная смерть от алкоголя или жизнь на духовной основе?
(стр.43)
Испытывали ли вы недостаток силы контролировать свою жизнь? (стр.44)
Примечание: главная цель этой книги в том, чтобы вы смогли найти силу,
более могущественную чем вы сами, которая и сможет разрешить проблему.
Были ли у вас сомнения и предрассудки о Боге? (стр.44)
Какова ваша реакция на слово "Бог"? (как Он выглядит? что произойдет когда
вы встретитесь с Ним?)Где вы получили эти идеи?
Отвергли ли вы полностью идею Бога?
Сможете ли вы отказаться от предрассудков и выразить готовность поверить
в силу, более могущественную, чем что-либо, чем мы обладаем?
Какова ваша концепция Бога? (стр.46)
Осознаете ли вы, что когда вы говорите "Да" на этот вопрос, то вы на
правильном пути? (стр.46)
Отметьте что на этом месте книга опять отсылает вас к приложению 11 "Духовный опыт", что является
совершенно необходимым.
Что такого есть в приложении 11 "Духовный опыт", что является совершенно
необходимым для вас?
Были ли вы открыты или были ли вы упрямы и беспричинно предубеждены к
разговорам о Боге?
Эффективна ли была ваша идея?
Будет ли срабатывать ваше представление о присутствии Бога? (стр.55)
Готовы ли "вы бесстрашно встретить утверждение , что Бог - это все или
ничего Бог либо существует - либо нет" . Каков ваш выбор ? (стр.55)
Вспомните то, что было сказано на стр.27: "Если то, что мы узнали, почувствовали и увидели, имеет
хоть какое-нибудь значение, то оно заключается в том, что независимо от расы, все мы дети
существующего Создателя, с которым можно общаться, установив простые и понятные отношения,
если только нам хватит воли и честности, чтобы взяться за это всерьез".
Самостоятельно:
Прочитайте и будьте готовы обсудить главу 5, "Программа в действии".
В своей тетради для записей запишите те вещи о Боге, в которые вы не можете поверить. На другой
странице напишите о том, во что вы можете поверить, когда говориться о Боге. Начиная отсюда, вы
можете использовать то, во что вы верите и то, что подходит вашей концепции о Боге. Это поможет
вам, знающему , что "наше собственное представление, каким бы несовершенным оно не было,
оказалось вполне достаточным для установления контакта с Ним".(стр.45)
Перечислите в своей тетради примеры своего эгоизма из прошлого.
С группой:
Прочитайте главу 5, "Программа в действии". Обсудите материал с начала главы до конца стр.61, то
есть до конца третьего шага.
Задавались ли вы вопросом: спосрбен ли я быть честным к самому себе?
(Если да, то вы нечестны) Отметьте свое решение , когда вы начинали занятия
по программе: честность, бесстрашие, тщательность, готовность работать
столько, сколько необходимо.
В чем же ценность половинчатых мер ?
Убеждены ли вы что "гонка жизни", основанная на собственной силе воли
вряд ли может быть успешной ?
Видите ли вы эффекты эгоцентризма в своей жизни ?
В чем проявляется ваш эгоизм ? Обсудите это с группой.
Знали ли вы, что вы "не могли стать менее эгоцентричным, хотя очень желали
этого и прилагали все силы"?(стр.60)
Согласны ли вы решиться на то, что описано в начале стр.61?
Отметьте те обещания, которые следуют третьему шагу.(стр.61)
Согласны ли вы искренне пройти через этот шаг?
На этом собрании группа читает молитву третьего шага.
Самостоятельно:
В своей тетради для записей продолжайте записывать примеры своего эгоцентризма Начните
проходить шаг 4, используя руководство к четвертому шагу.
Следуя инструкциям 1 и 2 составьте список "недовольства и зависти".
С группой:
Прочитайте и обсудите руководство к четвертому шагу, инструкции 1 и 2
Самостоятельно:
Следуйте руководству к четвертому шагу, инструкции с Зй по 5-ю.
С группой:
Прочитайте инструкции 3-5 и обсудите любую свою проблему.
Самостоятельно:
Вначале завершите свою работу с инструкциями с первой по пятую. Затем следуйте шестой инструкции.
С группой:
Обсудите все то, что вы сделали до сих пор и любые сложности, возникающие с работой над
инструкциями 1-6. Помогите тем членам группы, кто затрудняется в оценке самого себя и своей жизни.
Это может включать встречи с ними в течении недели.
Самостоятельно:
Следуйте инструкциям 7,8 и 9
С группой:
Сделайте обзор того, что вы написали в ответ на инструкции 7, 8 и 9 и обсудите любые проблемы ,
возникающие у вас или членов группы.
Самостоятельно:
Завершите работу над инструкциями 10 и 11.
С группой:
Сделайте обзор и обсудите в общем то, что вы написали о сексе.
Не вдавайтесь в детали и не рассказывайте "истории". Это не является целью группы.
Самостоятельно:
Найдите кого-нибудь для выполнения пятого шага. Назначьте особую встречу и пройдите этот шаг
Прочитайте главу 6, "За работу!"
С группой:
Прочитайте и обсудите главу 6, особое внимание обратите на стр. 70-73, где говорится о пятом шаге.
Есть ли какие-либо оговорки о прохождении через этот шаг? Назовите их.
Пропустили ли вы какую-либо из частей программы от начала до сих пор?
Самостоятельно:
Если вы не прошли пятый шаг, сделайте это на этой неделе. (Не беспокойтесь так сильно кто же будет
этим человеком. Кто-нибудь всегда лучше, чем никто. Но поскольку вы участвуете в духовной
программе, было бы лучше поделиться с кем-нибудь из группы, чем с посторонним.) Прочитайте шаг
шестой из книги "Двенадцать шагов и двенадцать традиций".
С группой:
Обсудите эту главу и шестой шаг. Что же означает предложение: "Это шаг, отделяющий мужей от
мальчиков . . ."?
Обсудите свои дефекты характера которые, как вы считаете, стоят на пути вашей пользы для других.
Определитесь, если у вас также есть недостатки, которые, по вашему мнению, не мешают работе с
другими. Отметьте для себя и остальных, как несколько недостатков(графа 4 в оценке жизни ) вызвали
такой длинный список обид (графа1).
Что же вам предлагается сделать с этими недостатками?
Являются ли собственная воля и самодисциплина частью для выполнения этого а?
Самостоятельно:
Прочитайте последний абзац на стр.73, следующий за ним абзац на стр 74 в "Большой книге" и шаг
седьмой в книге "Двенадцать шагов и двенадцать традиций".
С группой:
Прочитайте и обсудите определение. Поговорите о том что же является
смирением и какое значение оно имеет для вас.
Как человек достигает смирения?
Почему "дефекты характера", упомянутые в шестом шаге, названы изъянами
и недостатками в седьмом шаге?
Отличается ли метод удаления "дефектов характера" в седьмом шаге от того,
что вы знали раньше?
В чем отличия?
Самостоятельно:
Прочитайте из "Большой книги", начиная с середины стр.75 , а также восьмой шаг из книги "Двенадцать
шагов и двенадцать традиций" .
Отметьте , что "Большая книга" настаивает на том, чтобы вы составили список обиженных вами людей.
Это происходит во время написания нравственной оценки своей жизни. Если вы не составили такой
список, тогда сделайте это сейчас. В этот раз не беспокойтесь о том, есть ли возможность исправить
существующую ситуацию с этими людьми.
С группой:
Прочитайте и обсудите определение восьмого шага.
Обсудите список тех компенсаций и то, как вы можете исправить отношения
с людьми , обиженными вами.
Самостоятельно:
Прочитайте и обдумайте стр. 74-81 из "Большой книги" и шаг девятый из "Двенадцать шагов и
двенадцать традиций".
С группой:
Прочитайте и обсудите определение девятого шага.
Есть ли у вас робость или опасения, чувствуете ли вы неуверенность в себе
относительно возмещения ущерба (компенсации) людям?
Какова же настоящая цель прохождения этого шага (стр. 74-75)
Важен ли "вопрос времени"?
Можете ли вы приблизится к людям из списка восьмого шага , будучи
в настроении помочь и простить (стр. 65,66,75)
Осознаете ли вы, что "мы должны как бы подмести нашу сторону улицы, так
как мы понимаем, что ничего нельзя предпринять, пока это не сделано."(стр75)
Насколько важно для вас одобрение ваших успехов в девятом шаге?
Понимаете ли вы важность избавления от страха перед кредиторами?
Обсуждали ли вы с надежным человеком преступления перед законом,
которые вы совершили перед законом?
Если нет, то вы должны сделать это.(стр. 77)
Понимаете ли вы важность не причинения вреда далее, "раскаиваясь во всем
и рассказывая подробности ", тем самым создавая новые обиды и
раздражение? (стр. 79)
Что означает для вас утверждение: "Духовная жизнь - это не теория. Нужно жить духовной жизнью" (
стр. 80)
Согласны ли вы что выполняя девятый шаг вы должны "вести себя разумно, тактично, смиренно,
учитывая интересы других людей, но при этом не расшаркиваясь и не раболепствуя перед ними?" (стр.
81)
Самостоятельно:
Прочитайте шаг десятый из книги "Двенадцать шагов и двенадцать традиций" а также с середины стр.
81 до середины стр. 83 из "Большой книги".
С группой:
Прочитайте и обсудите определение шага.
Каковы особые инструкции по выполнению этого шага!
За чем мы должны продолжать наблюдать? (стр. 82)
Почему необходимо признать неправильные побуждения человека?
Отметьте, что мы перестали бороться с чем-либо или с кем-либо, даже с
алкоголем, (стр. 82)
Есть ли ссылки на здравомыслие во втором шаге?
Каково же разумное использование "своей воли"? (стр. 83)
Самостоятельно:
Прочитайте с начала стр. 83 до конца главы.
Прочитайте шаг одиннадцатый из книги "Двенадцать шагов и двенадцать
традиций".
С группой:
Прочитайте определение и обсудите его.
Что вы думаете о предложении проходить одиннадцатый шаг каждый вечер?
За чем мы должны наблюдать.?
Планируете ли вы использовать этот шаг ежедневно?
Детально обсудите предложение о ежедневном утреннем размышлении,
приведенное на стр. 84.
Какова в точности техника этого метода, отображенного на стр. 84 и 85?
Изменилось ли ваше отношение к Силе, более могущественной, чем мы, с
тех пор, как вы начали изучать "Большую книгу"?
Есть ли у вас основания верить, что "все это в самом деле приносит помощь"?
Самостоятельно:
Прочитайте главу 7, "Работая с другими."
С группой:
Обсудите главу 7.
Каковы последовательные требования для прохождения двенадцатого шага? Поделитесь с группой о
любом собственном опыте, относительно этого шага. Помогали ли вы когда-нибудь семье алкоголика,
который не интересовался бы программой? Каковы были результаты?
Согласны ли вы, что "алкоголик может излечится вне зависимости от того, что сделают другие"?
ЕДИНСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ - препоручить себя Богу и, руководствуясь
нравственностью, провести "большую чистку в своем хозяйстве".( стр. 95)
Является ли это основанием для утверждением, что эта программа
эгоистична?
Действительно, а эгоистична ли эта программа?
Самостоятельно:
Прочитайте главы с 8-й по 11-ю. Эти главы призваны научить вас, как применять изученные вами
принципы во всех аспектах жизни. Они содержат духовные истины относящиеся к каждому из нас.
С группой:
Группа самостоятельно должна решить необходимо ли продолжать обсуждение одной или более глав
для заключения программы изучения шагов. Чтение последних параграфов "Загляни в наше будущее"
может стать неплохим завершением программы. Есть ли у вас ощущение понимания и наличия
контакта с людьми, написавшими "Большую книгу"?
Многие люди находят часть "Большой книги", посвященной выполнению четвертого шага, запутанной и
беспорядочной. Следующие пояснения
представляют собой опыт некоторых членов сообщества "Анонимные Алкоголики", по анализу и
использованию этой части "Большой книги" Те, кто использовал эти предложения для прохождения
четвертого шага и включающие в себя нравственную оценку личности, анализ и предложенную молитву
были наиболее результативны в приобретении духовного опыта.
Каждый, кто завершает работу над приведенными инструкциями, может поделиться тем же самым
опытом. И не обязательно, чтобы он был безукоризненным. Зато необходимы честность , открытость,
согласие и уверенность том, что вы сделали все что могли. (И не озадачивайте себя вопросом о том,
кто же услышит ваш пятый шаг. Сила, которая более могущественна, чем мы, поможет вам в свое
время. Ваш пятый шаг - это не проблема сегодняшнего дня.)
Не пропускайте ни одну из инструкций и завершите каждую из них, перед тем, как перейти к следующей.
Наверное величайшим из обещаний программы "Анонимные Алкоголики" является то, что Бог, как мы
понимаем его, сделает для нас то, что мы не можем сделать для себя. Однажды, когда в согласии с
третьим шагом мы приняли решение позволить нашему Создателю творить и созидать, мы находим
предостережение в "Большой книге": "Хотя наше решение было жизненно важным и решающим, оно не
оказало бы длительного эффекта, если бы не подкреплялось серьезными усилиями с целью осознать
все то, что мешало нам внутри нас , а позднее и избавится от этого. Итак, мы должны были разобраться
в условиях и причинах. Поэтому мы начали с проверки личных моральных качеств. "
Чего же мы хотим?
Моральная оценка жизни описывается, как "процесс поиска фактов , их восприятия и оценки." Мы хотим
знать правду о самих себе и желаем разобраться в своих жизнях. Мы ищем те наши изъяны, которые
послужили причиной падения и наших неудач. "Большая книга" утверждает , что наше раздутое "Я",
наш эгоизм и являются корнем нашей проблемы.
Убежденные в том, что наше "Я", проявляющееся по-разному и было тем, что победило нас, мы
обобщили его наиболее частные манифестации и разделили их на группы:
1) недовольство, обиды, злость.
2) страх.
3) секс.
Затем, при моральной оценке жизни, мы рассматриваем каждую категорию отдельно.
"Злоба является причиной всех видов духовных недугов". Мы проинструктированы составить список
лиц, учреждений или просто общих принципов, которые вызывают у нас злость или обиды. Каково же
определение недовольства?
Словарь русского языка Ожегова говорит о недовольстве, как об отсутствии удовлетворенности,
отрицательном отношении к кому-либо или к чему-либо. Предлагаются также такие синонимы, как
злоба, гнев, негодование. Гнев часто бывает сильным , интенсивным, коротким по времени.
Недовольство часто проявляется , как подавленное, долго длящееся хроническое состояние души.
Иногда недовольство описывают как чувство, которое есть у меня когда я думаю, что кто-то еще должен
чувствовать себя виноватым. Здесь мы встречаемся с разрушающим, негативным и неприятным
действием или бездействием человека, учреждения или принципа. Тем самым "человеком" иногда
можем быть мы сами.
Наши поступки и наши неудачи могут несколько изменить недовольство и перерасти в то, что мы
обычно называем виной.
"Учреждениями" могут быть власти, фирмы, группы людей или различные организации.
" Принципы "-это те истины, которые зачастую обижают нас. Такие например, как:
1) Алкоголизм есть неизлечимая болезнь.
2) Честность - это самая лучшая политика.
3) Что даёшь, то и получаешь взамен.
4) Когда вы обеспокоены, не важно в чём проблема, ибо что-то не так с вами.
Специальные инструкции для прохождения четвертого шага располагаются на стр. 62-69 в "Большой
Книге", и должны быть внимательно изучены.
Составьте список причин вашего недовольства. Перечислите лиц, учреждения или общие принципы,
которые являются причинами вашего недовольства.
Проанализируйте свою прошлую жизнь. Главное ничего не упустить и быть
честными. Перечислите даже те обиды и недовольства, с которыми, по вашему мнению, вы уже давно
справились.
Некоторые люди избирают написание краткой автобиографии для того , чтобы пробудить свою память.
Просмотр ваших личных записей, школьных дневников., семейных альбомов, а также другие подобные
методы могут помочь вам в составлении списка. Избегайте морального осуждения своих чувств. Не
озадачивайте себя тем , насколько верны или нет ваши ощущения во время составления списка. Только
продолжайте составлять список По завершении выполнения четвертого шага, а может быть и позднее,
вы наверняка вспомните других людей и ситуации, вызывающие у вас негативные чувства. Вы можете
продолжить ваш список в любое время, но проводите целые месяцы беспокоясь о том, на сколько
завершен ваш список. Просто сделайте настолько хорошо, насколько возможно за реальный период
времени - к примеру за неделю.
Не начинайте эту оценку до завершения самого списка. Затем оценивайте каждый пример
недовольства отдельно. Выполнение четвертого шага останется малозначащим, пока мы не придём к
пониманию причин наших индивидуальных недовольств.
Приведенный ниже метод оказался полезным для других.:
1) Откройте свою тетрадь для записей так, чтобы слева и справа остались чистые страницы.
Разделите этот разворот на четыре графы. Переверните страницу и проделайте то же самое еще раз.
2) Обозначьте каждую из четырёх граф:
а. Имя
б. Причина
в. Задеты
г. неназванная графа
Возьмите один пример недовольства из вашего списка, введите его в таблицу, по очереди заполняя три
графы. Завершите полную оценку каждого "примера недовольства", перед тем как переходить к
следующему из вашего списка
1) Возьмите первое имя из списка причин недовольства и внесите его на первую страницу, в первую
графу.
2) Во вторую графу напишите несколько слов, которые смогли бы описать каждое событие или
обстоятельство, запомнившееся вам и вызвавшее у вас недовольство к человеку, названному в первой
графе. Это важнейшая часть
проведения оценки. Больше всего мы узнаём из конкретных событий, а не из общих жалоб. Например,
мы мало открываем для себя из жалоб типа "он всегда лгал мне", но мы узнаём много больше из факта "
он сказал тогда что не женат".
В третьей графе, напротив каждого из событий, перечисленных во второй графе, напишите причину
события или обстоятельства, беспокоящего вас.
Спросите самого себя:
1. Решив, чья вина это была, продвигался ли я дальше в изучении этого события ?
2 Пытался ли я отплачивать тем же, наносить ответный удар или избегать помогло ли это ?
3. Ясно ли для меня что жизнь, несущая одну из таких обид, бессмысленна и лишена счастья ?
4. Приносило ли мне недовольство какую-либо пользу, или я растрачивал часы думая об этом ?
5. Понимаю ли я, что эти мысли отделяют меня от "сияния Духа" (Бога) ?
6. Осознаю ли я, что все эти мысли ведут меня к безумию первого глотка ? (...а для нас алкоголь - это смерть.)
7. Понимаю ли я что мир, и люди населяющие его, могут повелевать нами через наши собственные
мысли и поступки по отношению к другим ?
8. Понимаю ли я, что до тех пор , пока я не перестану обвинять себя или других, я не найду ни
решения проблем, ни изменения ситуации ?
9. Могу ли я прощать ?
Осознайте, что многие люди сталкиваются с этой же жизненной проблемой, и большинство из них
духовно больны. Честно молитесь этой молитвой четвёртого шага:
"Господь, помоги мне оказать_______________имя____________ тоже
терпение, сострадание и жалость, какое я с радостью окажу больному другу,
____________имя___________духовно болен, как я могу помочь ему ? Помоги
мне не сердится на него. Да исполнится воля твоя."
Начиная с этого момента, мы стараемся избегать споров и возмездия.
Как было замечено ранее, это духовная аксиома, утверждающая, что "Когда я расстроен, неважно, что
послужило этому причиной, ибо причина во мне".
Теперь, перечислив обиды, и осознав как они повлияли на вас, перестав обвинять других, мы
"выбросили из головы мысли о зле, которое нам причинили другие". Именно сейчас мы можем
взглянуть на свои собственные действия. Раньше мы только и делали, что утверждали о вине и
ошибках других. Однако, как же реагировали мы сами во время различных событий ? Не становились
ли мы озлобленными, раздражёнными, наполненными само сожаления, зависти и т.п.? Не повлияло ли
это на наши жизни и жизни близких нам людей ?.
Заголовком четвёртой графы на каждой странице поставьте слова: "мои неудачи или ошибки". Затем
заполните четвертую графу.
1) О каждом событии спросите себя:
А. В каких случаях я проявлял эгоизм, был нечестен, себялюбив ? Преследовал свои
корыстные интересы, трусил ?
Б. В чем же все таки моя вина ?
В. Как я реагировал ?
Г. Как это повлияло на меня и близких мне людей ?
2) Напишите свои неудачи ( которые будут открываться по мере того, как вы будете отвечать на
вышеприведённые вопросы ) в четвёртой графе напротив каждого имени, организации или принципа и
каждого события
Вы закончили все инструкции до этого момента и закончили часть "Причины недовольства и обид" из
раздела "Моральная оценка личности". Вы готовы приступить к "Страху". Но не продолжайте работу
дальше, не закончив одну из предыдущих инструкций.
СТРАХ "... касается всех сторон нашей жизни".
Словарь Ожегова дает объяснение страху как:
1) Очень сильный испуг, сильная боязнь.
2) События, предметы, вызывающие чувство боязни.
"Большая книга" говорит, что сила, управляющая большинством алкоголиков есть эгоистичный страх,
что мы что-то потеряем или что-то не получим из того, что по нашему мнению мы хотим или нам нужно.
Прочитайте четыре абзаца из "Большой книги", начиная со второго абзаца на стр. 66.
Затем перечислите свои страхи. На странице из отдела "причины недовольства" напишите краткое
описание каждого страха, который вы испытали. Ранее вы уже писали о воздействии страха на ваши
обиды. Сейчас закончите список времени, мест и обстоятельств, которые пробуждают это чувство
(представители власти, женщины, мужчины, змеи, жуки и т.д. и т.п.)
Напишите короткий анализ каждого страха для того, чтобы понять его.
Сказано, что каждый из этих страхов порождает цепь обстоятельств , которые
приносили нам незаслуженные , как мы считали, несчастья.
Можете ли вы привести примеры, когда это происходило ?
Почему же у вас были или есть страхи ?
Не было ли причиной то, что вы всегда полагались на себя ?
Было ли причиной то, что это чувство вам было не подконтрольно или вы не
могли избежать страха ?
Можете ли вы убежать от страха ?
Отражается ли ваш страх на других людях ?
На что (или кого) вы тогда можете сейчас положиться, кроме самих себя ?
Ваши страхи были перечислены и вышеперечисленные вопросы были даны
ответы.
Сейчас прочитайте решение этой проблемы из последнего абзаца на стр. 66
и первого абзаца на стр. 67 "Большой книги" .
" Мы просим Его помочь нам избавится от страха и сосредоточить наше внимание на том какими нам ,
согласно его воле надлежит быть. И мы сразу же чувствуем, что начинаем преодолевать страх".
Используйте это предложение по отношению к каждому из ваших страхов.
Инструкция десятая - Ситуации с сексом.
Прочитайте, начиная с последнего абзаца на стр. 67 до конца пятой главы.
Перечислите людей и ситуации были проблемой для вас.
в которых секс и сексуальные отношения
Не забывая об уважении к каждому человеку из вашего списка, напишите короткий , из нескольких
строчек, ответ на приведенные вопросы относительно каждой конкретной ситуации.
1) В этом случае, был ли я эгоистичен, нечестен, невнимателен ?
2) Кого я обидел ?
3) Воздвиг ли я подозрение ?
4) Воздвиг ли я горечь ?
5) В чем я поступал плохо ?
6) Что я должен делать вместо этого ?
"Нужно обрести желание исправить причиненное нами в прошлом зло, если это , конечно, не причинит
еще большее зло."
Обдумайте вашу будущую сексуальную жизнь и отношения с противоположным полом. Через изучение
и размышление нам нужно выработать разумный , здоровый идеал для будущего. Как бы не сложно
было бы достичь его, вам нужно желать дорасти до него.
В первом абзаце на стр. 69 нам даны советы как продвигаться далее. Нам сказано: "...молиться, чтобы
обрести высокие идеалы , чтобы наша Высшая сила управляла во всех сложных ситуациях, чтобы
обрести здравомыслие и поступить правильно. Если проблемы секса нас сильно тревожат, значит, мы с
еще большим рвением должны помогать другим. Мы думаем об их нуждах и что-то делаем для них Это
выводит нас за пределы собственного "Я". Это умеряет страстность желания там где подчинение ему
могло бы вызвать душевную боль. "
Сделайте общий обзор вашей работы над моральной оценкой личности.
Сделали ли вы все, что требовалось ?
Не справились ли вы с частью из своих записей только потому, что забыли
что-то или у вас появились мысли о том, что вас смутит или обеспокоит
ознакомление с вашими записями других людей ? Если да, то напишите об
этом.
Прочитайте из "Большой книги" со стр.70 по стр.73.
Выполните пятый шаг.
(Не медлите , разыскивая "хорошего" человека. Просто сделайте это. Вы
уже приняли решение препоручить вашу волю и вашу жизнь заботе Бога.
Ничего не сможет произойти с вами , с чем БОГ не мог бы справиться - от
редактора)
Поздравления !!! Сейчас вы завершили четвертый и пятый шаги.
Возможно, что вы хотите символично сжечь все свои записи, тем самым стирая свое прошлое. Перед
тем как сделать это , составьте список ваших недостатков для прохождения шестого и седьмого шагов,
а также список обиженных вами лиц для восьмого шага.
Господи, я предаю себя Тебе, чтобы создавать и творить при моем участии, как Тебе угодно. Освободи
меня от пут себялюбия , чтобы я лучше мог выполнять Твою волю. Удали то, что тяготит меня , чтобы
эта победа была свидетельством для тех , кому я хотел помочь, полагаясь на силу Твою, Твою любовь
и понимание предначертанного Тобой пути. Да исполнится Воля Твоя во веки веков!
1. Мы признали своё бессилие перед алкоголем, при-
знали, что мы потеряли контроль над собой.
2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть
нам здравомыслие.
3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу
жизнь Богу, как мы Его понимали.
4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь
с нравственной точки зрения.
5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших
заблуждений.
6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог
избавил нас от наших недостатков.
7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием
загладить свою вину перед ними.
9. Лично возмещали причинённый этим людям
ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11. Стремились путём молитвы и размышления углу-
бить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли,
которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12. Достигнув духовного пробуждения, к которому
привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и
применять эти принципы во всех наших делах.
1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от
единства АА,
2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет - любящий Бог, воспринимаемый
нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши
руководители всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.
3. Единственное условие для того, чтобы стать членом Л А. - это желание бросить пить.
4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих
другие группы или А.А. в целом.
5. У каждой группы есть лишь одна главная цель - донести наши идеи до тех алкоголиков,
которые всё ещё страдают.
6. Группе А.А. никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя А.А. для
использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы
проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной
цели.
7. Каждой группе АА. следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от
помощи извне.
8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным
объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной
квалификацией.
9. Сообществу АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы
можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они
обслуживают.
10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не
относящимся к его деятельности; поэтому имя А. А. не следует вовлекать в какие-либо
общественные дискуссии.
11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности
наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших
контактах с прессой, радио и кино.
12. Анонимность - духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том,
что главным являются принципы, а не личности.
Наше пребывание в А.А. научило нас следующему:
1. Каждый член Сообщества Анонимных Алкоголиков является всего лишь малой частью
большого целого. А.А. должно продолжать существовать, или большинство из нас наверняка
погибнет. Поэтому наше общее благо стоит на первом месте. Однако благо каждого члена АА.
лишь немногим уступает ему по значимости.
2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет - любящий Бог, воспринимаемый
нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании.
3. Нам следует принимать всех, страдающих от алкоголизма. Поэтому мы не можем
отказывать никому из тех, кто желает излечиться. Членство в А А. никогда не должно
связываться с денежными соображениями или с умением приспосабливаться. Любые, два-три
алкоголика, собравшиеся вместе с целью поддержания трезвости, могут называть себя груп-
пой АА., при условии, что как группа они не входят в какую-либо другую организацию.
4. В том, что касается своих собственных дел, каждая группа АА. не несёт ответственности
ни перед кем, кроме своей совести. Но когда её планы затрагивают интересы других групп, с
ними необходимо со-
ветоватъся. Ни одной группе, ни одному региональному комитету, и ни одному члену А.А.
никогда не следует предпринимать какие-либо действия, которые могут сильно повлиять на
А.А. в целом, не посоветовавшись с опекунами Главного Совета Обслуживания. В таких
вопросах наше общее благо важнее всего.
5. Каждая группа Анонимных Алкоголиков должна быть объединением, основанном на
духовности, имеющем лишь одну главную цель - донести наши идеи до тех алкоголиков,
которые всё ещё страдают.
6. Проблемы, связанные с деньгами, собственностью и властью, могут легко отвлечь нас от
нашей основной духовной цели. Мы полагаем поэтому, что любая собственность, обладающая
значительной стоимостью и используемая для нужд А.А., должна принадлежать какой-либо
посторонней компании и управляться самостоятельно; таким образом мы отделяем
материальное от духовного. Группа А.А. как таковая никогда не должна заниматься предпри-
нимательством. Такие вспомогательные для АА. учреждения, как клубы или больницы,
предполагающие владение обширной собственностью и участие в администрировании,
должны принадлежать посторонним компаниям и быть отделены от АА., чтобы, в случае
необходимости, группы А.А. могли свободно от них отказаться. Следовательно, эти уч-
реждения не должны использовать имя А.А. Управление ими должно полностью находиться в
руках тех людей, которые их финансируют. В клубах обычно предпочитают руководителей,
принадлежащих к А.А. Однако, что касается больниц, а также других мест, где алкоголику
помогают восстановить
здоровье, то они должны быть явно вне сферы активности А.А. и управляться медиками. Хотя
группа А. А. может сотрудничать с кем угодно, такое сотрудничество никогда не должно
доходить до установления организационных связей, а также явной или скрытой поддержки.
Группа А.А. не должна связывать себя ни с кем.
7. Группы А.А. должны полностью опираться на добровольные денежные пожертвования
своих членов. Мы думаем, что каждой группе следует быстро достичь этой заветной цели; что
любое обращение к широкой публике за средствами с использованием имени А.А. - крайне
опасно, будь то обращение от групп, клубов, больниц или иных организаций, имеющих лишь
косвенное отношение к А.А. Мы думаем также, что неразумно принимать от кого-либо по-
дарки, обладающие большой стоимостью, или пожертвования, предполагающие какие-либо
обязательства. Мы также с озабоченностью следим за теми группами А.А., которые
продолжают накапливать средства, вне всяких разумных пределов и без какой-либо
оправданной для нужд А.А. цели. Опыт неоднократно предостерегал нас, что вернее всего
может разрушить наше духовное наследие не что иное, как бесплодные споры
о собственности, деньгах и власти.
8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным
объединением. Мы определяем профессионализм как постоянную работу по оказанию
консультативной помощи алкоголикам, связанную с получением зарплаты или других форм
денежного вознаграждения. Но мы можем нанимать алкоголиков для выполнения той
работы,
которая в ином случае могла бы быть поручена неалкоголикам. Такие специальные услуги
вполне могут оплачиваться. Но наша обычная работа, связанная с выполнением Двенадцатого
шага, никогда не должна оплачиваться.
9. Каждая группа АА. должна обладать как можно более простой системой руководства.
Лучше всего, чтобы руководящие должности по очереди занимали все члены. Маленькая
группа может выбрать своего секретаря, большая группа - комитет, в состав которого будут
по очереди входить все её члены, а группы большого города - свой центральный или
межгрупповой комитет, который часто нанимает на полную ставку секретаря. Опекуны
Главного Совета Обслуживания составляют наш Комитет Совета обслуживания А.А. в Нью-
Йорке. Группы А.А. поручили им осуществлять все наши контакты с общественностью, они
также обеспечивают последовательность направления нашей основной газеты The А.А.
Grapevine". Все эти наши представители должны руководствоваться духом служения, ибо
подлинные руководители А.А. всего лишь опытные и пользующиеся доверием служащие,
работающие для блага всего А.А. Их должности не дают им настоящей власти, они не отдают
приказы. Уважение ко всем - залог их полезности.
10. Ни одна группа или член А.А. никогда не должны высказываться по не относящимся к
деятельности А.А. спорным вопросам таким образом, чтобы это как-то касалось А. А.,
особенно если это относится к политике, алкогольным реформам или религиозным
направлениям разного толка. Группы Анонимных Алкоголиков никому не
противопоставляют себя.
По упомянутым выше вопросам они вообще не могут высказываться.
11. Наши отношения с широкой общественностью должны отличаться личной анонимностью.
Мы думаем, что А.А. следует избегать сенсационной рекламы. Наши имена и изображения,
если мы представлены как члены А.А., не должны использоваться г прессе, в кино или на
радио. В наших отношениях общественностью нам следует руководствоваться принципом
привлечения, а не пропагандирования. Нет никакой необходимости хвалить самих себя Нам
приятнее предоставить нашим друзьям возможность отозваться о нас с похвалой.
12. И последнее. Мы, члены Сообщества Анонимных Алкоголиков, верим, что принцип
анонимности имеет огромное духовное значение. Он напоминает нам о том, что мы должны
отдавать предпочтение принципам, а не личностям; что мы должны на практике следовать
принципу подлинного смирения Это необходимо для того, чтобы дарованное нам огромное
благо никогда не испортило нас; чтобы г нашей жизни мы всегда с благодарностью раз-
мышляли о Нём, стоящем над всеми нами.
Instead, it is mailed free of charge to persons interested in actually DOING the twelve steps
of the Alcoholics Anonymous Program.
Some groups take up a collection, pay their expenses
and donate the remainder for future printings.
31352 Flying Cloud Dr.
Laguna Niguel, California
92677
The pamphlet may be photocopied for additional members.
Russia
69089 Novosibirsk
53-25 Kosurnikov
Narcological Dispensary
Booklet Fund
Novosibirsk: (383-2) 29-36-54 Tomsk: (382-2) 26-44-49 Moscow: (095-3) 76-56-10