• Накопленный опыт не должен быть проигнорирован

  • Мнения авторитетных людей о движении АА

           


    Накопленный опыт не должен быть проигнорирован

    Беседа со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

     

    Вопрос: Ваше Святейшество! Возможно ли противостояние общественных сил порокам алкоголизма и наркомании? Как Вы считаете, наркомания и алкоголизм – это грех или болезнь? Является ли алкогольная и наркотическая зависимость лишь психосоматическим явлением или это более сложная проблема личности? И самое главное – как может Церковь противостоять этой беде?

     

    Ответ: Проблему наркомании и алкоголизма нельзя рассматривать без учета духовной обстановки в России. С одной стороны, мы являемся свидетелями всестороннего развития церковной жизни: восстанавливаются ранее поруганные и разрушенные храмы и монастыри, открываются духовные школы, издается православная литература.

    Однако духовно-нравственное состояние общества по-прежнему доставляет много поводов для беспокойства. Десятилетия гонений, которым подвергалась Церковь, экономические и социальные потрясения, проповедь «легкой и красивой» жизни, поток псевдо-культуры, обрушившийся на нашу страну, -- все это приносит весьма печальные плоды. К пьянству, терзающему наш народ уже не одно столетие, прибавилась новая беда – наркотики, причем это зло в основном распространяется среди молодого поколения. Статистические данные свидетельствуют о том, что каждый третий студент и ученик старших классов уже знаком с наркотиками на собственном опыте. Застав ляют содрогнуться и цифры, свидетельствующие о детской преступности, теснейшим образом связанной с наркоманией и наркобизнесом. В последнее десятилетие значительно возросла алкоголизация России. По разным данным, не менее 20% населения подвержены алкоголизму. Из них лишь незначительная часть пытается хоть как-то бороться с пороком. В состоянии алкогольного опьянения совершается огромное количество преступлений. В немалой степени это обусловлено тяжелым наследием государственного атеизма, исторгавшего из человеческих сердец имя Божие и непреходящие Евангельские ценности. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня мы считаем не только воссоздание поруганных святынь, но и возрождение человеческих Душ.

    По глубокому убеждению Церкви, пьянство и наркомания - это грех, ставший болезнью. Мы знаем, как подчас трудно человеку, поработившему себя алкоголю или наркотикам, освободиться от пут страсти, разрушающей душу и тело. В такой ситуации работа врачей и психологов незаменима. Однако помощь будет эффективной лишь в том случае, если не будет ограничиваться мерами медицинского характера. Зависимость от рюмки и наркотика — прежде псего серьезный духовный недуг, ложная попытка заполнить внутреннюю пустоту, заглушить боль, уйти в иллюзорный мир. Поэтому Церковь требует от своих служителей и чад активности, обращаясь к каждому из них словами апостола Павла: Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим, 4,2), Пастырские беседы, исповедь, причащение Святых Тайн Христовых приводят алкоголика или наркомана к здоровой, активной жизни, возвращают его семье и обществу.

    Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских. Уже сейчас некоторые священники активно занимаются помощью наркоманам и алкоголикам. Создаются церковные реабилитационные центры, братства и сестричества. Убежден, что эта деятельность будет расширяться и приносить благие плоды.

     

    Вопрос: Помимо медикаментозных методик: лечения от наркомании и пьянства существуют так назы ваемые духовно ориентированные программы. Одна из самых известных — Программа Двенадцати Шагов, исполъзуемая всемирно известным сообществом "Анонимные алкоголики» (АЛ) и «Анонимные наркоманы" (НА). Практически во всех странах мира существу ют группы самопомощи АА и НА. Насколько применимо подобное начинание в России?

     

    Ответ: Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный в Сообществах «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов, не должен быть проигнорирован в России — напротив, он должен стать предметом пристального изучения. Однако следует помнить, что методики, эффективно работающие за рубежом, иногда могут быть неприменимы у нас. Полагаю, что в условиях России и других православных стран, где десятки миллионов людей связывают духовное здравие с отеческой верой, нужно попытаться наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием, сочетать их медицинские и психологические достижения с православной духовной основой.

     

    Вопрос: Взгляды священников Русской Православной Церкви на проблему алкоголизма и наркомании зачастую различаются. Некоторые считают, что нужно использовать чисто духовный метод борьбы: молебны, акафисты, проживание в монастырях, посты, зароки воздержания, паломнические поездки и т. д. В то же время другие священники приветствуют и поддерживают практику АА и АН. Как Вы думаете, почему мнения, священников разделились?

     

    Ответ: Причиной подобного разномыслия является сложность проблемы алкоголизма и наркомании. Как уже много раз было отмечено, именно совместные усилия медиков, психологов и священников наилучшим образом способствуют преодолению алкогольной и наркотической зависимости.

    Следует помнить, что выздоравливающий человек остро нуждается в заполнении своей душевно-духовной сферы, ранее заполненной наркотиками и алкоголем. И если Церковь не будет сотрудничать с обществами «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов", как, впрочем, и со многими другими подобными организациями, успешно работающими во всем мире, то ими займутся секты.

     

    Вопрос: Некоторых священников смущает то, что на собраниях АА участники во время заключительной молитвы держат друг друга за руки. Но самым главным камнем преткновения является выражение: "Высшая Сила — Бог, как каждый Его понимает". Хотя в Программе говорится о Господе, о Боге, Который есть любовь. Но понятие "Высшая Сила» предлагается для неверующих алкоголиков и наркоманов, а таких в России очень много. Каково Ваше мнение по этому поводу?

     

    Ответ: Традиции внешнего порядка, сформировавшиеся в подобных обществах, не имеют принципиального значения. Если люди, нуждающиеся в исцелении от страшной язвы, обращаются душой к Богу, то не разумно закрывать перед ними двери Церкви только потому, что они держатся за руки, стоя на молитве. Несомненно, высоты богословия могут быть поначалу недоступны им. Однако это не означает, что в практической деятельности по реабилитации алкоголиков и наркозависимы следует сознательно упрощать те или иные положения христианской веры. Такая деятельность должна быть неразрывно связана с катехизаторскими мероприятиями, с вовлечением страждущих от алкоголя и наркотиков в полноценную церковную жизнь.

    Интервью было дано Наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию (Поликарпову)

     


    Мнения авторитетных людей о движении АА:

    АНТОНИИ, митрополит Сурожский:

    Я узнал о Сообществ АА очень давно, когда еще был врачом. Это было более пятидесяти лет тому назад. Тогда во Франции только появились группы, работающие по Программе Двенадцати Шагов. В Англии они были организованы раньше и продолжают существовать до сих пор. Я с ними не сотрудничал постоянно но у меня бывали встречи с анонимами в те моменты их жизни, когда они искали чего-то более широкого, если можно так выразиться, — Бога или Церковь. Церковь как содружество, а не только как религиозную организацию — тогда они приходили ко мне.

    АЛЕКСИЙ, епископ Орехово-Зуевский:

    Как я познакомился с Программой Сообщества АА? У меня есть духовное чадо. Если бы вы видели его раньше! Всегда пьян, пропах табаком. А сейчас он не мыслит себя бел Церкви. Староста храма. Немало благотворит нашему монастырю. И таким он стал благодаря Сообществу АА. Он ежедневно читал мне вслух выдержки из книги «Двадцать четыре часа в день" которая предназначена для тех, кто посещает группы АА. Она помогает им реализовать Программу выздоровления, рассчитанную на каждый день. Книга заставляет размышлять даже учит молиться. Многие мысли запали мне в сердце, они носят, безусловно, христианский, евангельский характер, это глубоко личные переживания.

    В Программу приходит человек, который чувствует, что грех сильнее его. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что человек должен быть осужденником. Да, Программа помогает человеку ощущать себя грешником. Но не тем грешником, который грехом пригибается к земле, а тем, который верит в свое освобождение, в свое исцеление, в свое благодатное изменение. Он приходит, чтобы не быть одиноким, приходит, чтобы увидеть возможность освобождения от этот недуга. Он видит, что те, кто рядом с ним, этот путь обрели.

    То, что я видел и слышал на собраниях АА, меня поражало беспощадностью людей к себе, такое редко услышишь и на исповеди.

    ИЛАРИОН, епископ Венский и Австрийский:

    Такие общества существуют во всем мире, и у них многому можно поучиться. В том, как такие общества организуют свою работу с приходящими к ним людьми, есть много интересного и полезного.

    Программа лечения рассчитана на комплексное выздоровление и продолжается в течение всей жизни. Они стараются, насколько это возможно, устранить внутренние причины, обуславливающие физическую и психологическую зависимость от алкоголя и наркотиков.

    Для этого проводятся общие собрания, на которых каждый рассказывает о своей жизни и о том, что его побудило принимать наркотики или алкоголь. На начальном этапе лечения это позволяет пациентам чувствовать себя не одинокими в своей беде. Это социальное переживание человеческого единства очень важно и занимает центральное место во всей системе лечения.

    Такие общества, как правило, не имеют ярко выраженной принадлежности к той или иной религиозной конфессии, но на протяжении всего курса лечения огромное внимание уделяется религиозной жизни.

    Конечным итогом интенсивного курса реабилитации становится сознательное и добровольное нежелание возвращаться к прежнему образу жизни и надежда больше никогда не принимать наркотиков и алкоголя.

    После окончания стационарного лечения всю последующую жизнь они сохраняют общение с теми людьми, с которыми встретились в течение курса, и это является еще одним способом добиться полного перерождения личности и контроля над химической зависимостью.


    Hosted by uCoz