Одним из главных зол нашего времени справедливо считается наркомания. На ее фоне давнее и привычное зло — алкоголизм — как бы
отошел в тень, но не перестал при этом оставаться злом, приносящим неисчислимые беды. Злом, коренящимся, как и наркомания,
в искореженной грехом и страстями натуре современного человека, его ложных ориентирах, заменивших ориентиры истинные, его
оторванности от Бога и Православия, злом, как и наркомания, приводящим к тому же финалу: гибели духовной и физической.
Наркомания и алкоголизм -- близнецы, разве что в общественном сознании наркомания представляется «более опасной» из-за специфически
быстрого возникновения полной зависимости от наркотика, беспощадности и разрушительности, особенно для молодого поколения.
Но также из-за множества ложных стереотипов, выработанных «цивилизацией», не только закрывающих глаза на проблему пьянства,
но вольно или невольно отделяющих в сознании конкретного человека «достоинства» алкоголя от ужасов алкоголизма.
Наркомания — зло явное, яркое и неожиданное. Пьянство — зло более распространенное, уносящее больше жизней, чем наркомания,
но вот парадокс, — как бы размытое, чуть ли не сросшееся с «историческими традициями» и «российским менталитетом», а также с
активно насаждаемым имиджем «современного» человека, то есть человека «успешного» и «независимого». Как же бороться с этим злом?
На этом пути не обойтись без анализа и оценки как самого зла, так и мира вокруг себя и себя в этом мире. Для сознания верующего человека
такая оценка немыслима вне Бога, вне Православия. Немыслимо восприятие проблемы наркомании и алкоголизма иначе как духовной
проблемы человека и общества, разрешимой, в первую очередь, духовными средствами, хотя и в сочетании с мерами медицинскими,
юридическими и социальными.
Конечно, воцерковленному православному человеку, осознающему неизмеримое богатство Православия, присуща и способность в полной
мере воспринимать это богатство, пользоваться им. Но, увы, в наше время таких людей отнюдь не большинство. Те, кто далек, от Православия,
и от Бога, к сожалению, и наиболее беззащитны перед кознями лукавого, стремящегося губить души человеческие, в том числе через наркотики
и алкоголь. Духовная помощь таким людям, а также тем, кто не вооружен всей мощью Православной веры, — непростая задача.
Следует отметить, что для сознания православного человека, с болью переживающего нашествие на Русь чуждых иноземных идей, характерна
весьма осторожная, а порой — сугубо критическая их оценка. Это относится в немалой степени и к так называемым духовно ориентированным
программам, направленным на избавление от наркомании и алкоголизма. В том числе и к одной из самых известных, получившей повсеместное
распространение в мире, — Программе Двенадцати Шагов, используемой Сообществами Анонимные Алкоголики (АА) и Анонимные
Наркоманы (АН). Насколько применимо подобное начинание в России? Ответим словами Святейшего Патриарха из его интервью
: «Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный
в обществах Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, не должен быть проигнорирован в России, — напротив, он должен стать
предметом пристального изучения». (Материал любезно предоставлен иеромонахом Данилова монастыря Ионой (Займовским).)
Готовность к сотрудничеству Русской Православной Церкви с Сообществом Анонимных Алкоголиков содержится и в ответе Председателя
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
(исх. № 1930 от 10.07.2000 г.) Председателю Комитета по связям с религиозными организациями Сообщества Анонимных Алкоголиков.
Высокую оценку Программе Двенадцати Шагов, по которой работает Сообщество, дал известный православный богослов, ныне епископ
Иларион (Ал-феев): «Смысл этой Программы заключается в том, что она предлагает не только освобождение от последствий алкоголизма
или наркомании, но и врачует сам корень болезни, освобождая человека от той внутренней пустоты, которая является причиной «зависимости».
Программа эта рассчитана на постепенное осознание человеком бесперспективности своей прежней жизни, необходимости исправиться,
собственного бессилия и необходимости какой-то Высшей силы, которая помогла бы ему духовно и нравственно переродиться. Иными
словами, это <...> Программа всецелого исцеления на всех уровнях: физическом, душевном и духовном. Эта Программа имеет религиозный
наполнитель; на каком-то этапе она приводит человека к Богу. И кроме того, важным элементом в Программе является взаимопомощь: сами
члены Программы помогают друг другу, делятся опытом борьбы с самими собой, со своими грехами и пороками, рука об руку идут по пути
исцеления». ( Игумен Иларион (Алфеев). Найти свою дорогу. — Встреча, № 1, — 2001. С. 16.)
Предлагаемая книга попытка представить читателю Сообщество Анонимных Алкоголиков, около семидесяти лет успешно действующее в мире
и шестнадцать лет помогающее избавляться от пьянства нашим соотечественникам.