Правила анонимных алкоголиков настойчиво рекомендуют говорить на собраниях лишь о себе, своих проблемах, своем опыте!
Это нелегко, этому надо учиться. Казалось бы, чего проще. Человеку так свойственно видеть в центре событий только себя, обсуждать
лишь свои «болячки», обиды и «заслуги», выпячивая именно свою «правоту» и «значимость»... Однако, когда дело доходит до глубокой
и искренней оценки себя, своих поступков, недостатков, сразу на первый план выдвигаются обстоятельства, знакомые, начальники и
сослуживцы, члены семьи, представители власти... Бесконечный ряд, бесконечные темы для обсуждения и, главное, — осуждения,
извечная потребность оценить других (чаще — позлословить), в открытую или завуалированно пожаловаться на судьбу, поразглагольствовать
( у интеллектуалов — «пофилософствовать»).
Это, мягко говоря, неумение (а по сути — инстинктивное нежелание) вглядываться в себя и переделывать именно себя, а не других,
хорошо знакомо священникам. Сколько раз и мне, грешному, приходилось слышать в храме от духовника и от своих собратьев на собраниях
АА обидное и отрезвляющее: «Говори о себе». Сколько раз я «воспарял», пытаясь «обобщать», да еще оперевшись на «мировое культурное
наследие» (естественно, с цитатами из классиков), не замечая, что все чаще употребляю местоимения «мы», «они»... — и снова получал
по лбу: «Говори о себе». Так я учился (хотя и не научился полностью) постепенно осознавать, в первую очередь, собственные грехи и
недостатки. Учился и тому, что исправлять я могу только себя, да и то -лишь с Божьей помощью!
Знаменитое святоотеческое: «Никому не предлагай того, чего сам не исполнил» [2] -- необходимая основа взаимодействия с людьми,
особенно в АА. Несмотря на понимание этой истины, которая так часто попирается деятелями всех уровней (достаточно включить
телевизор), сам я сплошь и рядом съезжаю на стремление поучать и исправлять окружающих: членов семьи, сослуживцев, собратьев
по АА. В итоге, осознаю еще раз бесполезность своих, порой горячих, усилий, а чаще — наталкиваюсь на сопротивление и отпор.
Окружающие быстро сбивают спесь. И слава Богу! Господь вразумляет через них иногда весьма болезненно, но зато эффективно. Другое
дело — делиться своим выстраданным опытом, необходимой информацией и даже своим мнением, если таковые востребованы, если этого
ожидают, тем более — об этом просят. Тихо, ненавязчиво, без высокомерия, в форме передачи только личного опыта, а уж если и полезного
чужого, то с необходимыми оговорками.
( Конечно, существуют области, например, производственных или иных иерархических отношений, где необходимость авторитарного
жесткого руководства является обязанностью и долгом. Но эта тема — за рамками данной книги.)
Один из постулатов Сообщества Анонимных Алкоголиков гласит: «АА не дает советов». То есть, АА в целом, как организация,
не вырабатывает и не дает категоричных советов, тем более непрошенных и особенно заменяющих работу ума и души того, кому
надо принимать решение. Хотя в АА сосредоточен гигантский опыт помощи, он лишь предлагается, рекомендуется, но не навязывается.
И это не только опыт, напрямую связанный с алкогольной зависимостью, но и опыт выстраивания жизни вообще. Впрочем, в жизни
алкоголика все так или иначе замыкается на алкоголе, но об этом ниже.
Среди основных книг Сообщества АА, написанных самими выздоравливающими алкоголиками, на особом месте книга «Анонимные
алкоголики» [5]. Она -- первая, другие рождались позднее. Она же наиболее емкая, в ней суть и содержание подходов Сообщества АА
к проблеме алкоголизма, а также Программы Двенадцати Шагов. В обиходе ее часто называют «синей» (по цвету обложки первого и
всех последующих изданий) или «большой». Соответственно, «желтой» называют книгу рекомендаций «Жить трезвыми» [12].
Название третьей книги говорит само за себя: «Двенадцать шагов и двенадцать традиций» [11].
Я никоим образом не являюсь ни официальным представителем Сообщества, ни его лидером; я один из многих, середнячок, не входящий
ни в одну из обслуживающих структур. И все же я представляю АА читателю, поэтому и рассказываю не только о себе, иначе многие
пласты и грани коллективного опыта останутся неизвестными.