Выдержка из: "РАЗВЕ Я НЕ ЧУДО..., И РАЗВЕ ТЫ НЕ ЧУДО ТОЖЕ?" Джесс Лаэр.
Наше общество - одно из известных мне, которое систематически
исключает из рассмотрения вопросы духовности. Мы утеряли тот целостный, естественный
язык духа, который всё ещё существует у американских индейцев и в восточных
регионах. В нашей стране сейчас не существует свободы религии в университетах
и в интеллектуальных кругах. Религия и духовные поиски не презираются в открытую,
но, что гораздо хуже, косвенно. Духовные вопросы рассматриваются как недостойные
даже презрения. О них даже нет смысла говорить за пределами занятий по философии.
Так что не существует свободы религии в наших университетах, но существует
не скрываемое презрение и сопротивление - тот же самый закрытый разум, который
критикуется профессорами в религии.
Однако, я обнаружил у студентов всех университетов, где я преподавал или выступал,
духовный голод. Я мог говорить с ними целый день о вопросах духа. Если я только
избегал использования терминологии определённого вероисповедания, агитаций
"за Бога", я мог расчитывать на пылкую, внимательную аудиторию.
То, что мы
только что обсудили, является душой данной книги. Мы все знаем, что тело и
разум тесно сцеплены и взаимозависимы. Но когда мы полагаемся только на одну
из этих частей, как ведущую и исключаем истинного лидера - третью нашу часть
- внутренний голос духа - тогда у нас нет шанса быть в гармонии с самими собой.
А когда мы не в гармонии с собой, у нас нет шансов быть в гармонии с жизнью.
Когда мы примем дух как часть себя и позволим ему вести, тогда мы можем обрести
гармонию с самими собой. В результате того, что мы следуем за духом, он меняет
наши жизни, и мы можем начать видеть, что каждый из нас - чудо. И тогда мы
сможем увидеть, что чудесными являются люди вокруг нас.
Таким образом мы можем продолжить жить в нашем эгоцентризме
или мы можем перейти к жизни, центрированной на Высшей силе, где мы можем
жить в гармонии с Высшей силой и с окружающими нас людьми. Но для этого нам
надо пойти против большинства систем и школ в психоло-психологии.
Психология - это наука о контролирующем поведении. Обычно мы
хотим контролировать наше собственное поведение. Но как же нам найти психологическую
систему, которая открыто признаёт внутренний голос и скажет нам, как следовать
этому голосу, вместо-голоса нашего эго - эгоцентрированного голоса?
Единственные известные мне психологические системы, которые,
по мере своего становления, были открыты к идее ведения, направления сверху
и извне - это системы Карла Юнга, Виктора Франкла и Роберто Ассаджиоли.
Во
времена Юнга и Фрейда, как и сейчас, было ужасное сопротивление вопросам духа
со стороны психологии и психиатрии. Есть одна история, связанная с Юнгом,
которая прекрасно иллюстрирует эту проблему.
В 1931 году Юнг лечил американца
Роланда (Н.) от алкоголизма и других проблем. После года лечения тот почуьствовал
себя в порядке, но очень скоро после окончания лечения он скова начал пить.
Когда он вернулся в Швейцарию, Юнг сказал ему о его безнадёжности в плане
любого медикаментозного или психиатрического лечения.
Когда Роланд спросил,
есть ли хоть какие-нибудь надежды, Юнг сказал, что возможно, если бы он смог
стать субъектом духовного или религиозного опыта - искреннего обращения, что
может реорганизовать его личность, в то время, когда ничто уже не может этого
сделать.
Роланд присоединился к Оксфордскому движению, которое делало акцент
на самоисследовании, исповеди, возмещении причинённого ущерба, отдавании себя
для служения другим, медитации и молитве.
В этом окружении Роланд обрёл опыт
обращения, что освободило его от его компульсивного пьянства.
Роланд (Н.)
рассказал об этом Эдвину (Т ), который так же имел после этого некий духовный
опыт, а Эдвин (Т.) рассказал об этом своему другу Биллу (W.), который был
безнадёжным алкоголиком. Несколько позднее Билл (W.) попал в больницу иг-за
алкоголизма и случайно прочитал в своей истории болезни, что его семейный
доктор написал, что Билл безнадёжен, и единственными альтернативами для него
являлись психиатрическая больница или смерть.
И как это рассказывается в журнале
АА "Grape Vine" (Виноградная лоза): "Билл (W.) встал на колени рядом с кроватью
и закричал в отчаянии. Если есть Бог, покажет ли он себя. И немедленно он
увидел свет огромной мощи и размера и он был освобождён от алкогольного наваждения.
Он стал свободным человеком и позднее явился одним из основателей АА".
В письме, которое было написано в 1961 году Карлу Юнгу, Билл
(W.) говорит о критической роли, которую сыграл разговор Юнга с Роландом в
организации А А.
Юнг ответил Биллу письмом. И помните, что это был 1961 год,
Юнгу было 86 лет, и это был последний год его жизни. Письмо Юнга настолько
важно, что я привожу его полностью.
"Дорогой г-н W.
Ваше письмо очень меня
порадовало.
У меня не было никаких вестей от Роланда (Н.), и часто мне было
интересно узнать, как сложилась его судьба. В нашем с ним разговоре, о котором
он Вам совершенно аккуратно рассказал, был один аспект, о котором он не знал.
Причина по которой я не мог всего ему сказать, заключалась в том, что в те
дни мне необходимо было быть крайне осторожным в том, что я говорю. Я обнаружил,
что мои идеи искажались, как только это было возможно. Поэтому, я был очень
осторожен, когда говорил с Роландом(Н). Но то, о чём я тогда действительно
думал, было результатом длительного опыта работы с людьми его типа.
Его тяга
к алкоголю была, до какой-то степени, эквивалентом духовной жажды человека
по целостности, выражаясь языком средневековья - по Единению с Богом. Как
же можно этот инсайт выразить словами так, что бы это было правильно понято?
Единственно верный и законный способ подобраться к этому опыту
-это пережить его в реальности, а это возможно только если Вы идёте по пути,
ведущему к высшему пониманию. Вы можете придти к этой цели благодоря снизошедшей
на Вас благодати или благодаря честному личностному контакту с друзьями, или
благодоря высшему образованию разума, выходящему за ограничения сухого рационализма.
Из Вашего письма я вижу, что Роланд (Н.) выбрал второй путь, который в тех
условиях, очевидно, был самым лучшим.
Я твёрдо убеждён, что прицип зла, превалирующий
в этом мире, превращает непризнанные духовные потребности в проклятие, если
только это не нейтрализуется истинным религиозным озарением или же защитной
стеной человеческого сообщества. Обычный человек, ничем не защищённый сверху
и изолированный в обществе, не может сопротивляться силе зла, которой очень
соответствует название Дьявол. Но употребление подобных слов вызывает такое
количество ошибок, что нужно держаться от них как можно дальше.
По этим причинам
я не мог дать Роланду полное и удовлетворяющее объяснение. Но я рискую сделать
это с Вами, потому, что из Вашего очень честного и порядочного письма я могу
заключить, что Вы достигли представлений, стоящих выше вводящей в заблуждение
пошлости, которую обычно можно услышать в связи с алкоголизмом.
Видите ли,
"алкоголь" на латыни - "spiritus", и одно и то же слово используется для обозначения
как высшего религиозного опыта, так и самого развращающего яда. (В английском
языке слово spirit означает как крепкий алкоголь (спирт), так и дух.) Однако
помочь может формула "Spiritus contra spiritum".
Ещё раз спасибо за Ваше доброжелательное
письмо.
Искренне Ваш К. Юнг".
Один из самых великих людей в психиатрии в 1931 и потом снова в 1961 году не посмел сказать правду о своих чувствах открыто, потому, что рисковал быть не понятым и искажённым другими психоаналитиками.